Практика Аштанга-йоги впервые была описана в «Йога-сутрах» примерно в IV веке до н.э. Автором этой классической концепции считается легендарный индийский гуру Патанджали, соединивший все знания йоги того времени в систему восьми практик.

 

Восемь практик Аштанга-йоги

 

        Под практиками в Аштанга-йоге понимаются средства йоги для устранения различных препятствий сознания. 

 

        Итак, первое средство носит название «Яма». Это самоконтроль, соблюдение этических норм, главными из которых являются: воздержание от насилия, соблюдение брахмачарьи (сексуальное воздержание), честность, бескорыстность.

 

        Следующее  – это «Нияма», означающее выполнение таких предписаний, как преданность своему учителю, чистота (телесная и внутренняя), сознательное ограничение потребностей, самообучение.

 

       Вследствие практики Ямы и Ниямы, йогин приобретает некоторое могущество и способности. Исчезает враждебность, накапливается энергия, открываются знания о прошлом и будущем, достигается совершенное сосредоточение.

 

       Третьей ступенью Аштанга-йоги является выполнение специальных йогических поз (асан).  Патанджали писал, что асана должна быть удобной и давать расслабление. Кроме того, если овладеть асанами, то никогда не будешь чувствовать  ни жары, ни холода, ни других крайностей. В Аштанга-йоге практикуется много асан, имеющих то или иное воздействие. Среди основных поз выделяются Падмасана, Вирасана, Пашчимоттанасана. Эти позы не являются легкими. На их освоение уйдет несколько месяцев, но эффект превзойдет все ожидания. Они являются очень сильным средством духовного пробуждения и приведут организм в полное энергетическое равновесие. Кроме того, Падмасана успокоит нервную систему, Вирасана уменьшит напряжение в ногах, улучшит пищеварение, Пашчимоттанасана устранит расстройства женской половой сферы.

 

        Следующим важным разделом в Аштанга-йоге является сознательная регуляция процесса дыхания, называемая пранаямой. Ее выполнение нужно начинать при условии овладения основными асанами. Патанджали выделял четыре вида пранаямы: внешняя, внутренняя, задержка, отсутствие движения. Внешняя и внутренняя пранаямы  - это паузы перед выдохом и вдохом соответственно. Задержка предполагает полное прекращение вдохов и выдохов. Эти три вида пранаямы регулируются по времени в пространстве, а также по числу. Четвертый вид пранаямы достигается после освоения предыдущими. Он предполагает прекращение движения жизненной силы (праны) ввиду преодоления внешней и внутренней сферы вдохов и выдохов.

 

       Первые четыре составляющие: Яма, Нияма, асана и пранаяма – считаются внешними практиками. С Пратьяхары начинаются внутренние духовные практики. Пратьяхара – это отвлечение от внешних объектов. Она происходит, когда сознание прекращает свою деятельность и уходит контроль органов чувств над объектами. Одним из упражнений на развитие Пратьяхары является Тратака. Тратака –это фиксация взгляда на одном объекте или одной точке. Тренироваться нужно до тех пор, пока не произойдет отбрасывания от внешнего к внутреннему.

 

      Шестой компонент носит название Дхарана, что означает концентрацию сознания на чем-то определенном.  Концентрация практикуется при выполнении асан и пранаямы. Она помогает раскрыть те или иные духовные центры.

 

     Дхъяна – это созерцание на однородных состояниях сознания (медитация). Дхъяна является продолжением Дхараны, когда концентрация на объекте приводит к более глубокой мыслительной субстанции.

 

     Когда Дхъяна достигает еще более качественного уровня созерцания, происходит экстаз Самадхи. Самадхи –это высшая ступень в аштанга-йоге.

 

     Аштанга-йога требует контроля над умом. При выполнении Ямы и Ниямы невозможно достичь успеха без телесной и чувственной подготовки. Поэтому, первые четыре ступени нужно практиковать параллельно. И лишь когда тело становится контролируемым, а ум спокойным, следует выполнять духовные практики.

 

    В настоящий момент существует много школ, взявших начало из классической Аштанга-йоги. Особую популярность получили такие направления, как Аштанга-виньяса-йога, йога Айенгара, которые усовершенствовали эту практику и придали ей направленность. И, при выборе того или иного направления в йоге, необходимо помнить, что  лучше использовать практику, проверенную временем. Успеха в ней, скорее всего, можно добиться через много лет, но, во всяком случае, он будет подлинным.